Иркутская наука 18 ноября 2020 года отметила 130 лет со дня рождения выдающегося иркутского ученого, зоолога, байкаловеда Михаила Михайловича Кожова. В Иркутском научном центре СО РАН накануне, 15 октября, состоялась научная конференция школьников, которые представили доклады о жизни и научном поиске Михаила Кожова. 

Михаил Михайлович Кожов — зоолог, гидробиолог, эколог и биогеограф, крупнейший знаток фауны озера Байкал. Доктор биологических наук, профессор, директор Биолого-географического института при ИГУ с 1931 по 1962 годы (сейчас НИИ биологии "ИГУ"). Кожов утверждал, что Байкал должен быть сохранен во всей его первобытной величественной красоте и целостности, с его кристально чистыми водами, великолепной горной тайгой, украшающей берега великого озера, с его уникальной древнейшей фауной и флорой. За 10 лет до появления самого понятия "Экологический мониторинг" ученый организовал систему постоянного наблюдения за состоянием экосистемы Байкала. Стал одним из создателей биологической станции в Больших Котах, где и был впоследствии похоронен, на берегу Байкала. Эксперты называют Кожова ученым, опередившим свое время", — говорится в сообщении. 

Историю жизни видного байкаловеда узнали юные иркутяне, которые теперь понимают, кто стоит за названием одной из центральных улиц Иркутска. Как заметила в своем выступлении директор школы №24 Екатерина Старцева, теперь как минимум 1400 учеников старейшей школы Академгородка знают имя своего выдающегося земляка. А как максимум, о нем сейчас знают родители и друзья школьников. Это подтверждает и один из докладчиков конференции, девятиклассник Федор Швец: "Мама очень заинтересовалась. Читала со мной всю литературу".

Научная конференция — не единственное мероприятие, которое состоялось в дни проведения юбилея ученого. Школьники посетили экскурсию по местам Кожова в Иркутске, музей Байкаловедения им. профессора М.М.Кожова в ИГУ, а в летние каникулы было посешение группой учеников школы 24 музея в поселке Большие Коты. Среди учащихся 5-6 классов организована выставка рисунков "Эндемики Байкала". Ученики 2-11 классов приняли участие в конкурсе чтецов "Живи, Байкал!". 

Научным руководителем конференции выступила профессор Ольга Тимофеевна Русинек. Среди организаторов мероприятия: Байкальский музей ИНЦ СО РАН, Институт геохимии СО РАН, Лимнологический институт СО РАН и Биолого-почвенный факультет ИГУ. С докладами выступили старшеклассники школы №24, школы села Тутура (здесь родился Михаил Кожов) и поселка Листвянка. С научной стороны школьников курировали ученые и аспиранты Байкальского музея ИНЦ СО РАН. Все участники получили грамоты и памятные призы, а лучшие докладчики получат право выступить на межинститутском семинаре в кругу настоящих ученых.
За плечами у школьников и их наставников — большая многомесячная работа. Ведь задача ученого в данном случае — не просто рассказать биографию знаменитости, а погрузить ребенка в процесс, дать пощупать, провести научный эксперимент, пройти путем знаменитого ученого. 

Например, чтобы подготовить доклад к научной конференции, школьникам пришлось не только проштудировать архивные документы, но и поработать в лаборатории с экспонатами. В результате Байкальский музей в скором времени пополнится коллекцией байкальских моллюсков профессора Кожова, собранной им в 1928 и 1935 годах.

Все мероприятия со школьниками проводятся в рамках проекта "Школьная Академия" в консорциуме с Иркутским научным центром СО РАН. Проект рассчитан на 5 лет и основными задачами видит поддержку талантливых детей, усовершенствование образовательного процесса, развитие ключевых образовательных компетентностей выпускников школы, повышение академической конкурентоспособности выпускников школы, использование в образовательном процессе проектной и исследовательской деятельности учащихся, популяризацию научных достижений.

Школьные педагоги работают в тесной связке с учеными иркутского академгородка, что дает возможность вывести образовательный процесс на принципиально новый уровень, используя научный потенциал ИНЦ СО РАН. Современные коммуникационные технологии, работа в научных лабораториях, участие в образовательных проектах, изучение предмета с использованием альтернативных технологий и много другое вызывает живой интерес у школьников и находит отклик у родителей. 

Александра Александровна Трифонова,
руководитель пресс-службы ИНЦ СО РАН